Гончар Елена Леонидовна
учитель физики,
учитель высшей категории,
учитель-методист
МОУ «Школа №26 г.Донецка»
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена теоретическому анализу дифференциации и личностно-ориентированного подхода к процессу образования детей индивидуальной формы обучения, так как эти методы предполагают раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Материал содержит ориентиры применения дифференцированного подхода в школьной подготовке в контексте личностно-ориентированного образования гуманистического типа: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дифференциация, личностно-ориентированный подход, индивидуальная форма обучения, коррекция, адаптация, психолого-педагогический подход.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей. Индивидуальный подход позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, через использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы. Несмотря на необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями, не следует забывать о принципе коллективного характера обучения, так как только в едином учебном коллективе удается максимально реализовать задачи личностного развития детей и их успешной социальной адаптации:
1. дифференциация по способностям: происходит на основе учета общего уровня обученности (успеваемости) и развития учащихся, особенностей развития познавательных процессов (мышления, памяти и др.). Данный вид дифференциации отчасти помогает решать проблему одаренных детей, для обучения которых необходимы особые учебные программы;
2. дифференциация по неспособностям: результатом дифференциации по неспособностям является создание классов коррекции, обычно предназначенных для детей, неуспевающих по тем или иным предметам;
3. дифференциация по интересам: предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным предметом, областью знания или видом деятельности.
Дифференциация и личностно-ориентированный подход к процессу образования детей индивидуальной формы обучения рассматриваются следующими методами:
1) комбинированный – ребенок способен обучаться в классе здоровых
сверстников, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога;
2) частичный - ребенок не способен на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спец.классах, а часть дня – в обычных классах;
3) временный – дети, обучающиеся в специальных классах и учащиеся обычных классов объединяются для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий;
4) полный - 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные классы .
Существуют разные подходы к трактовке соотношения понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. В трактовке Г. К. Селевко индивидуализация обучения — это, с одной стороны, организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, а с другой — различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.
Дифференцированным в дидактике называют такое обучение, для которого характерен учет типологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При дифференцированном обучении реализуется тот или иной вид дифференциации. Целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются: обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. [5;6] В ходе дифференцированного обучения применяются разнообразные методы, приемы, формы обучения и специальный дидактический материал, позволяющий осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями. Вариантом дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, при котором:
1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебные пособия, компьютер и т. п.).
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям; следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя корректировать деятельность обучающегося и учителя. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе ограниченно (например, для занятий с одаренными детьми, с девиантными детьми). [3]
Условия освоения основной образовательной программы учащимися индивидуальной формы обучения:
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания; путей их достижения;
- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей;
- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей в процессе обучения;
- оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся.
Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в следующих ситуациях:
- для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут осваивать материал в том темпе, форме, объеме, как это могут делать другие дети;
- если ребенок не может самостоятельно справиться с учебными трудностями;
- при значительных пропусках ребенком занятий или при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, связанных с обучением;
- при сложившихся конфликтных отношений с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс;
- неблагополучной обстановкой в семье.
Формы и методы организации образовательного процесса
- гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей);
- организация деятельности и сотрудничества в малых группах;
- обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала);
- организация самостоятельной деятельности в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным;
- организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита;
- организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях;
- организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка;
- использование технических средств обучения для каждой категории детей;
- наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной образовательной программой. [4]
С моей точки зрения, дифференцированное обучение предполагает не только дифференциацию содержания, но и дифференциацию организации обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, индивидуальные занятия), темпов изучения материала и т.д. В процессе дифференцированного подхода стараюсь изучить, проанализировать и классифицировать различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся.
Наиболее часто использую метод внутриклассной дифференциации в форме выполнения учениками заданий разного уровня сложности. Кроме того, дифференцируются задания по степени самостоятельности учащихся, по уровню творчества, по объему учебного материала, по характеру помощи учащимся.
Дифференцированное обучение возможно только в контексте развивающего и личностно ориентированного обучения. Эффективными методами такого обучения считаю методы проблемного обучения, активные методы обучения, в том числе учебные дискуссии, игровые методы, методы стимулирования и мотивации интереса к учению, создание ситуаций успеха, творчества и другие.
На своих уроках с целью активизации работы учащихся индивидуальной формы обучения применяю следующие активные методы и приёмы:
1. Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Игра «Детективы» - заполнение пропущенных знаков на доске (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский Л.С. , «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.
2. Выготский Л.С. , «Психология развития человека» Москва «Смысл» 2005.
3. Гаврикова Л.П. , Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004.
4. Использование новых информационных технологий в образовании
http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-ehnologiyobrazovanii.ht
5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
6. Селевко Г.К. , Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов. М., 1998.
|