Воскресенье, 05.05.2024, 14:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "ШКОЛА №26 г. Донецка"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ЭТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ЭТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Харченко Елизавета Олеговна

директор МОУ «Школа №26 города Донецка»

 

Статья освещает актуальные вопросы теоретических и практических этико-психологических и моральных аспектов управленческой деятельности. В статье проанализировано внедрение новой этики управленческой деятельности, выделены основные направлении теоретико-прикладных этических знаний, методы морального воздействия руководителя на работников и предоставлены практические рекомендации, ориентированные на качественное выполнение административных функций.

 Ключевые слова: модернизация управления образованием, новая этика управленческой деятельности, моральные качества руководителя, управленческие функции, общие моральные качества управленческой культуры.

Статья освещает актуальные вопросы теоретических и практических этико-психологических и моральных аспектов управленческой деятельности. В статье проанализировано внедрение новой этики управленческой деятельности, выделены основные направления теоретических и прикладных этических знаний, методы морального воздействия руководителя на работников и даны практические рекомендации, ориентированные на качественное выполнение административных функций.

Ключевые слова: модернизация управления образования, новая этика управленческой деятельности, моральное качестве руководителя, управленческие функции, общие моральное качества управленческой культуры.

Реформирования в сфере государственного управления обуславливается актуальными общественными потребностями в перемінах в функционировании властных структур, эта реформа предусматривает и модернизацию управления образованием. Новая модель управления сферой образования, согласно Национальной доктрине развития образования, должна быть открытой и демократичной, учитывать общественное мнение. Модернизация управления образованием предполагает: оптимизацию государственных управленческих структур, децентрализации управления; перераспределение функций и полномочий между центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и учебными заведениями; сочетание государственного и общественного контроля; внедрение новой этики управленческой деятельности, базируется на принципах взаимоуважения, положительной мотивации; прозрачность разработки, экспертизы, апробации и утверждения нормативно-правовых документов; создание систем мониторинга эффективности управленческих решений, их влияния на качество образовательных услуг на всех уровнях; организацию экспериментальной проверки и экспертизы образовательных инноваций; демократизацию процедуры назначения руководителей учебных заведений, их аттестации; внедрение новейших информационно-управленческих и компьютерных технологий; совершенствование механизма лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений; повышение компетентности управленцев всех уровней; широкое привлечение к управленческой деятельности талантливой молодежи, женщин, воспитание лидеров в сфере образования.

Важной составляющей реформы государственного управления и модернизации управления образованием является внедрение новой этики управленческой деятельности Все реформы в демократически ориентированных государствах уже содержат в себе морально насыщенный смысл, для качественного реформирования необходимые профессиональные, морально ориентированные, этически чувствительны руководители в области образования. Однако качество подготовки к управленческой деятельности подавляющего большинства руководителей по многим параметрам еще недостаточно соответствует современным требованиям общества и государства. Поэтому тема внедрение новой этики управленческой деятельности в настоящее время является весьма актуальной для Украины актуальной остается проблема обеспечения учебных заведений профессионально подготовленными руководителями с высоким уровнем общей культуры и управленческой в частности. Среди этих требований важную роль отведено получению новых знаний, формированию умений и навыков по овладению современными методами и формами управленческой деятельности, использованию разнообразных средств воздействия на педагогический коллектив и новейших механизмов внедрения изменений в педагогической деятельности. Именно анализ этических срезов внедрение новой управленческой деятельности в системе образования в Украине и составляет основную цель представленной статьи.

Вопрос новой этики управленческой деятельности в области образования активно обсуждаются в мировом и отечественном научном пространстве. Анализ научной психолого-управленческой литературы свидетельствует о том, что проблема управленческой культуры нашла достаточно широкое отражение в работах, посвященных: сущности управленческой культуры (Т.Дил, А.Кеннеди, В.Оучи, Т.Питерс, В.Сате, Г.Уотерман, Е.Шейн, К.Шольц и др.); ее роли в деятельности организаций (А.Агеев, Т.Базаров, Б.Гаевский, Н.Грачев, Дж.Грейсон, В.Кнорінг, М.Мескон, Я.Радченко, Г.Рютінгер, В.Томилов, Л.Фаткін и др.); методам ее диагностики и формирования (Г.Ален, Г.Гласер, К.Камерон, Г.Килман, Г.Куинн, К.Лаферті, Г.Марасанов, Н.Сакстон, П.Харрис, Дж.Хофштеде и др.). Особенности управленческой культуры учреждений образования изучали А.Моисеев, Н.Поташник, Сек.Рус, К.Ушаков Г.Хувейк и др. В последнее время проблеме развития культуры управленческой деятельности руководителя учебного заведения посвящены публикации А.Губы, С.Королюк, А.Мармази, И.Прокопенко, Г.Черновол-Ткаченко и др.

 Питер Друкер, известный ученый-экономист, считает, что этическое поведение руководителя не противостоит эффективности управленческой деятельности, она не является некой дополнительной характеристикой управления, она – обязательная составляющая эффективного профессионального управления. Это проявляется на уровне идеалов, целей, ожиданий, отношений и особенно на уровне действий в отношении подчиненных работников, а также норм и правил поведения. Очень важно, насколько руководитель осознает морально-этические стандарты демократического, правового и социально ориентированного управления как факторы, средства и условия эффективного выполнения служебных обязанностей. [5, с. 383-388.].

Василевская Т. Е считает, что для руководителя «культурно работать» — это значит уметь правильно расставить кадры на решающих звеньях, работать творчески, с перспективой, всегда видеть конечную цель и выбирать наиболее рациональные методы ее достижения. [2, с. 245.].

 В управленческой деятельности руководителя надо отделять культуру административную, которая состоит из деловых качеств, высокой профессиональной подготовки и мастерства, бесконфликтного общения, знание теоретических основ управления, овладение новыми методами и приемами работы с членами педагогического коллектива; культуру управления; культуру работы с документами; культуру условий труда. Культура управления учебным заведением – это осуществление руководителем управленческой деятельности через систему взаимосвязей с коллективом, выполнение своих обязанностей, которые проявляются в реализации управленческих функций, в частности:

- политической (политико-дипломатической) – ведение информационно-политической работы;

- правовой – охрана труда и здоровья работников (функции корректировки и регулирования);

- административной – распределение обязанностей, оценка деятельности работников;

- принятия управленческих решений, учета и контроля, в том числе функций мониторинга, диагностирования;

- организационно-рациональная организация труда (функция организации, планирования и прогнозирования);

- социально-психологической – создание надлежащих условий труда (функция координации);

- информационной – функция планирования и контроля сбора, обработки и передачи информации;

- коммуникативной – организация эффективного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса;

- экономической – функция финансового распределения и контроля.

 Важным компонентом новой этики управленческой деятельности является овладение руководителями теоретических и практических этико-психологических и моральных аспектов управленческой деятельности. Нравственность — важное условие полноценного развития руководителя, особенно руководителя в области образования. Поэтому профессиональные качества личности руководителя необходимо рассматривать вместе с его моральными нормами. Важными чертами профессионализма руководителя является его способность к проявлениям гуманизма, уважения, справедливости, признании прав человека, осознание того, что управленческая деятельность потенциально обладает морально-воспитательными возможностями.

 Обязательным элементом и условием эффективной управленческой деятельности является удовлетворенность работников организации работой. Удовлетворенность — показатель эффективности деятельности трудового коллектива, связанный с выполнением общего задания и системой межличностных отношений. Речь идет об удовлетворенности совместной деятельностью. Моральная удовлетворенность руководителя — показатель эффективности управленческой деятельности, связанный с системой морального выбора. Основой профессионализма каждого руководителя, критерии оценки деятельности всех участников делового взаимодействия моральные традиции: честность, профессиональный долг, честь, достоинство. Они предоставляют управленческой деятельности высоконравственного характера, а повседневная их соблюдение является залогом производительности деловых отношений и работы в коллективе.

 Еще одним показателем профессиональной управленческой деятельности руководителя с позиций этики является соблюдение моральных принципов взаимодействия, взаимодействие немыслима без совместной материальной и духовной деятельности. Неудовлетворенные потребности приводят к беспринципности, деградации личности. Именно поэтому свою профессиональную деятельность руководитель должен строить на основе моральных принципов сотрудничества.

 На продуктивность управленческой деятельности влияет также и уровень социально-нравственной зрелости личности руководителя, ее критерии — трудовая дисциплина, развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества, эффективному использованию знаний и способностей к психологической и моральной близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем. Реальными показателями социально-нравственной зрелости является также осознание профессионалами экономических интересов учреждения образования, улучшения ценности и разнообразию образовательных услуг, охрана здоровья работников, поддержание их профессионального обучения. Поэтому совершенствование моральных качеств руководителей не менее важно, чем овладение технологических, экономических, социальных и психологических методов руководства.

 Профессиональная этика руководителя предполагает наличие теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она охватывает передовой опыт морально-психологического решению конкретных проблем управления. К основным ее принципам относятся: гуманизм и демократизм;

- социальная справедливость;

- суверенность личности (личное достоинство каждого неприкосновенна);

- раскрытие интеллектуального потенциала людей, работающих рядом;

- постоянное изучение людей, знание их потребностей и интересов;

- бережное отношение к сотрудникам;

-личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования.

К методам морального воздействия руководителя на работников относятся: - моральное убеждение, что предопределяет сознательное усвоение этических знаний, формирование мотивов овладения конкретных нравственных навыков;

- нравственный пример, который характеризуется умением руководителя применять нравственные нормы и правила поведения, делиться собственным опытом;

- этическая консультация (предоставление советов по этическим вопросам работникам);

- этическая экспертиза, которая широко применяется при решении конфликтов, возникающих в организации (рассмотрение этических вопросов специалистом-психологом);

- имиджирование, которое заключается в умелом моральном возвышении добропорядочных поступков людей, в моральном защите тех, кто действует честно и принципиально.

Моральное поведение руководителя, стиль его работы — это система обыденных поступков, в которых проявляется его отношение к людям, обществу, своей деятельности. Моральные ценности предопределяют его повседневные поступки. Поведение руководителя должно быть нравственным ориентиром для подчиненных. Умения и привычки руководителя, составляющие основу реальных поступков, являются индикаторами его нравственных позиций и убеждений. Именно поэтому оценивают руководителя не по этической образованием, а по моральным умениями и привычками.

К общим нравственным качествам относят:

- патриотизм — верность своей Родине, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа и прочее;

- гуманизм — признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неисчерпаемость человеческой доброжелательности;

 - справедливость — объективное оценивание личностно-деловых качеств идей людей, признание их индивидуальности, открытость в общении, самокритичность.

Конкретные моральные качества представляют:

- совесть — обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми;

- моральная воля — развитый самоконтроль, умение добиваться цели, завоевывать уважение людей;

- профессиональная честность — деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду “в глаза”;

- организованность — взаимодействие индивидуального и общего, умение структурировать и программировать деятельность согласно правил и норм организации;

- общительность — взаимная солидарность, уважение и доверие, которые образуют общность интересов и целей;

- мужество — смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи;

- принципиальность — уважение мнения других, умение отстаивать свою и чьи-то позиции.

- ответственность — единство слова и дела, “вкус” к деловому риску;

- оптимизм — вера в себя и людей, в свой моральный выбор, лучшее будущее;

- великодушие — терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным и др.

Все моральные качества руководителя взаимосвязаны, способствуют проявлению друг друга, воссоздают целостную модель нравственного состава руководителя. Нравственный потенциал его организационного развития.

Компоненты нравственного здоровья участников управленческого процесса, как моральные убеждения, моральные качества (чувство ответственности, совесть, бескомпромиссность и т. п), нравственные привычки, способности и действия, регулируют процесс формирования профессиональных навыков в управленческой деятельности.

 В ДОШ І-ІІІ ст. № 26 донецкого городского совета Донецкой области созданы все условия для развития профессионального мастерства педагогов, раскрытие их творческого потенциала. Этому способствует организованная методическая работа и имеющийся в коллективе эмоционально-положительный микроклимат, высокая культура общения сотрудников.

 С целью изучения состояния управленческой культуры руководителя общеобразовательного учебного заведения было собрано комплекс диагностических методик, которые позволили системно и объективно установить уровень управленческой культуры директора школы, определиться с личностными качествами руководителя, осознанием роли управленческой культуры в деятельности и возможностями ее совершенствовать по следующим аспектам:

- эффективность развития управленческой культуры руководителя;

- уровень управленческой культуры руководителя по когнитивно-операционным компонентом;

- определение уровня управленческой культуры руководителя по мотивационно-ценностным компонентом

- определение уровня управленческой культуры руководителя за личностным компонентом и в целом оценить состояние управленческой культуры в учебном заведении.

Практический психолог школы оказывает сотрудникам школы консультативные услуги профессиональных этико-психологических вопросов. По нашему мнению, очень важным элементом для формирования этической инфраструктуры руководства школой является профсоюзный комитет школы.

 Профессионализм, с точки зрения профессиональных ценностей, требует преданности особому набору идеалов и стандартов поведения. Но включение этичности поведения руководителя в критерии эффективной управленческой деятельности не обеспечивает автоматически внутренней согласованности критериев этичности и критериев эффективности управления, поскольку этичность управления оценивается в зависимости от представлений различных социальных групп, а эффективность – в зависимости от целей управления. [3, с. 461.].

 При этом этическое поведение не противостоит эффективности управленческой деятельности, она не является некой дополнительной характеристикой управления, она является обязательной составляющей эффективного профессионального управления. Это проявляется на уровне идеалов, целей, ожиданий, отношений и особенно на уровне действий в отношении других, а также норм и правил поведения. Очень важно, то насколько управленческий персонал в сфере образования осознает морально-этические стандарты демократического, правового и социально ориентированного управления как факторы, средства и условия эффективного выполнения служебных обязанностей. Такая позиция подкрепляется также логикой рассмотрения эффективности профессиональной деятельности как производительности, умноженной на ценность (социальную ценность) [5., 383-388.].

 Одним из современных подходов по совершенствованию этической составляющей организационного развития и результативности профессиональной деятельности является привлечение сотрудников к управлению. Для этого есть много путей, в частности, совместные обсуждения текущих и стратегических вопросов подчиненными и руководством, при участии всех заинтересованных сторон расширенные дискуссии об использовании ограниченных ресурсов для достижения общих целей деятельности организации, совместное определение реалистичных целей деятельности с участием персонала и руководства, откровенный внутренний и внешний контроль, оценки деятельности персонала и организации в целом с точки зрения ответственности при исполнении служебных обязанностей и достижения целей профессиональной деятельности в соответствии с четко определенными правилами и критериями подобное.

На современном этапе внедрение новой этики управленческой деятельности является одним из национальных интересов украинского социума.

 Современная система управления сферой образования утверждается как государственно-общественная. Она должна учитывать региональные особенности, тенденции к росту автономности учебных заведений, конкурентности образовательных услуг, ориентации образования не на воспроизведение, а на развитие, чему в большой степени должна соответствовать новая этика управленческой деятельности.

 Первоочередным является налаживание высокопрофессионального научного, аналитического и прогностического сопровождения управленческих решений, преодоления фрагментарности статистики, подготовка всесторонней информации на основе результатов научных исследований (изменения в образовательных потребностях разных слоев населения и регионов; мониторинг развития образования, оценки ситуации потребителями образовательных услуг, динамика социокультурных ориентаций участников учебно-воспитательного процесса, мобильность мировоззренческих ожиданий и установок в соответствии с общей социокультурной динамики в стране и мире).

 Новая модель управления должна быть открытой и демократичной. В ней должны органично сочетаться средства государственного управления с общественным влиянием. Открытость системы предполагает распространение влияния общественного мнения на принятие управленческих решений. Она изменяет нагрузку, функции, структура и стиль центрального и регионального управления образованием: прямое вмешательство в деятельность учреждений и учебных заведений должно уступить место гибкости, научно-методическим, прогностическим, экспертным, информационным и другим функциям.

Литература

1. Гаевский Б., Ребкало Ст. Культура государственного управления (организационный аспект). – К.: Видво УАДУ, 1998. – 144 с.

2. Василевская т. Е. Личностные измерения этики государственного служащего [Текст] : монография / т. Е. Василевская. — К. : НАГУ, 2008. — 336 с.

3. Кудрик Бы. Этика и политико-административные отношения // Политико-административные отношения: Кто стоит у власти? / Под ред. Т. Верхейна. NISPAcee. – Братислава-Москва: Изд-во «Права человека», 2001. – 483 с.

4. Лесечко Н. Д., Мелащук А. И. Стратегический менеджмент человеческих ресурсов // Актуальные проблемы государственного управления: Зб. наук. трудов. Вып. 5. – Львов, 2000. – 254 с.

5. Орлова Т. М. Коммуникативный ресурс управления // Государственное управление в XXI веке: концепции, методы и технологии: Материалы Международной конференции, посвященной 10летию факультета государственного управления МГУ им. М. в. Ломоносова (26-29 мая 2003 г.) / Отв. ред. К. И. Семенникова. – М.: АПЕКС, 2003. – 388 с.

Категория: Статьи сотрудников школы | Добавил: school26donetsk (25.11.2016)
Просмотров: 481 | Теги: управленческие функции, Харченко, управленческая деятельность, управления образованием | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Год педагога 2023
Вход на сайт
Поиск

Copyright school26donetsk© 2024
uCoz